e-mail:
+7 (495) 532 54 46     WhatsApp +7 (909) 685 35 35
Корзина
В корзине нет товаров
12.06.2014

История возникновения рамки для картин

Первые обрамления родились в архитектуре. Своеобразными рамами для дверей являлись порталы, рамами для окон пилястры, а рамами для изображений в рельефе фронтоны и фризы. Сама идея обрамления во все времена сочетала в себе две функции утилитарную функцию и декоративную. В философии рамы прослеживается дуалистическое начало: появление обрамления и рам связано с отрывом изображения от стены, с появлением станковой живописи. Первой живописью в интерьере были монументальные росписи: египетские росписи в гробницах, римские фрески, фрески в пещерах Индии, росписи дворцов на греческом острове Крит. Но со временем человека уже не устраивала неотделимость живописи от стены, что было связано с переменой места жительства, ведь монументальную роспись забрать с собой невозможно! В тот период картина перестала быть только неотъемлемой частью интерьера и стала переносным самостоятельным произведением искусства. Возможно, к этому времени можно отнести и появление идеи обрамления и появление первых рам для картин. Станковая живопись это светская живопись. (Иконы к ней не относятся, они отдельная ветвь изобразительного искусства с определенными канонами и традициями обрамлений киотами и иконостасами). Начало обрамлений в мирской живописи относят предположительно к 14 столетию до нашей эры. В это время появилась живопись на натянутом на подрамник холсте. Рама выполняла декоративную и сохраняющую функции. Но довольно быстро рама становится самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства.

 

Исследование происхождения рамки для картин - вопрос сложный, и мнения специалистов здесь расходятся. Первые считают, что истоки обрамлений в светской жизни нужно искать в обрамлении образов. Последователи этого мнения видят первые обрамления в ковчежных иконах. Сначала из цельной доски выбирался так называемый ковчег, а после внутри писалась икона. Затем внешняя часть таких икон украшалась декоративными росписями, клеймами мастеров или накладками из золочёной или серебряной фольги.
Последователи второго направления полагают, что рамы для светской живописи никак не связаны с обрамлениями образов, а возникли самостоятельно одновременно с появлением станковой светской живописи на холсте с подрамником в 14 столетии. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона дают такое определение раме: Рамка в архитектуре это рельефный бордюр, окружающий на стене или плафоне здания четырёхугольное, круглое, овальное или другой формы пространство, занятое лепным орнаментом, декоративной живописью или совершенно пустое и гладкое. Также существуют рамы для вставки картин, гравюр или рисунков с целью их изолирования от остальных предметов убранства комнаты и придания им большей эффектности, как элемент декора а также защитный элемент. В эпоху готики обрамлённая живопись выглядела как мини архитектура именно благодаря раме с многочисленными пилястрами, башенками и шпилями. Рама помогала создать перспективу, изображение окружалось своей художественной средой и становилось обособлено от интерьера. И, конечно, архитектура влияла на развитие обрамления, во многом формируя его стиль.
Как и любой другой декор, обрамление прошло через все известные архитектурные стили, оставив нам шедевры рам ренессанса, барокко и модерна.

 

Обрамления эпохи ренессанс отличались низким рельефом и симметрией. Они были выполнены из дерева с использованием римского античного декора портиков, полуиконок, жемчужных нитей. В венецианских рамах для портретов зачастую были использованы изображения фамильных гербов и рельефные изображения профилей предков. Переходным этапом в эпохе барокко явились рамы с тяжелыми гирляндами побегов и плодов.

 

Переплетающиеся орнаменты барочных рам с большим количеством резных розанов и листьев сменили спокойствие эпохи ренессанс динамикой: раковины и пальметки, гирлянды и букеты, головы животных выдавались из обрамлений и жили уже собственной жизнью. В тот период появляются зеркала в интерьере и, конечно, рамы для зеркал, ставшие позже отдельным, крайне интересным видом декоративно-прикладного искусства. В эпоху рококо начало оформляться осознание интерьера в виде цельного ансамбля стилевого единства всех компонентов убранства комнат (включая декор стен и потолков, мебели, расцветок тканей). Рокайлевые рамы описать крайне сложно, их нужно увидеть! Криволинейные контуры, раковины и картуши, ажурный ленточный орнамент. Архитектоническое начало с колоннами и пилястрами сменяется декоративным. Единственный элемент, служащий разделению поверхностей стен и потолков, - это изогнутая как бы капризно рама. Строгий дух рам эпохи классицизма начинает заимствовать элементы древнегреческой античности. Ампир же оказался под влиянием мотивов истории Римской империи и Древнего Египта. Ампир глубоко пустил корни в России. Появились целые центры производства мебели мастерские при усадьбах. Рамы эпохи модерн с изогнутыми линиями и резным растительным орнаментом как будто вырастают из самого полотна настолько они гармонируют с изображением. В Россию первые рамы для светской живописи привез Петр 1. Ему были подарены пять полотен в массивных обрамлениях сложного профиля и они стали основой первой коллекции в России, которую позже пополнила Екатерина Великая. Приглашение знаменитых архитекторов 17-18в. Как Д.Трезини, К.Росси, Д.Кваренги, сформировало собственную русскую школу архитекторов-классиков, создававших экстерьер сооружения в гармонии с убранством интерьера. Ведь архитектор создавал свое наполнение дома - от проекта здания до мельчайших деталей, таких как мебель, ткань, люстры и, безусловно, их величество рама.

Акции и Предложения

© 2016 Багетная Мастерская ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
+7 (495) 532 54 46, WhatsApp +7 (909) 685 35 35

Design by just.glazova

О мастерской

Карта мастерской

Статьи

Новости

Контакты

Обратная связь